После трехнедельного, убийственно медленного перерыва, гонщики Формулы-1 вновь занялись делом - в это воскресенье им предстоит пройти 58 кругов Гран-при Турции.
Атмосфера
Стамбул - идеальное место для проведения Гран-при. И не только Турции, а Гран-при вообще. Стамбул - это сердце Турции, фантастический мегаполис, размеры которого просто поражают воображение. И дело даже не в невероятном нагромождении разного рода памятников старины (здесь их, пожалуй, слишком много - к примеру, старые Константинопольские стены подпирают совсем не авантажную железную дорогу), а в общей атмосфере турецкой агломерации. В Стамбуле, как ни странно, чувствуется вибрация жизни и тот самый ожидаемый сермяжный турецкий колорит, который можно почувствовать даже несмотря на толпы туристов в районах Султанахмет и Таксим. В общем, если вы планируете выехать всего лишь на один Гран-при в сезоне - выбирайте Стамбул, не ошибетесь. Пока автора этих строк (который в свое время прожил несколько месяцев в Турции) не обвинили в продажности разного рода турфирмам, стоит выделить самое важное - Гран-при Турции в последнее время стал реальной альтернативой Венгрии для русскоязычных болельщиков. В отличие от Хунгароринга, при посещении Стамбула визу заранее получать не нужно (ее поставят прямо в аэропорту), авиабилет стоит довольно недорого, гостиниц в Стамбуле - валом (причем на любой вкус и кошелек, включая роскошный Four Seasons). Для удобства подсчета турки даже убрали свои знаменитые миллионы после деноминации 2005 года, и теперь новая турецкая лира гордо стоит около 1,3 доллара. Единственная проблема - трансфер на саму трассу.
Стамбульский муниципалитет выделил для «отодрома» холмистую местность в муниципалитете Пендик (махалле Курткой) - неподалеку от вспомогательного стамбульского аэропорта имени Сабихи Гёкчен. Гёкчен - невероятная женщина, живое воплощение вестернизации Турции. Будучи приемной дочерью основателя современного государства Мустафы Кемаля Ататюрка (по иронии, его именем назван главный стамбульский аэропорт, как, впрочем и любые мало-мальски важные объекты в каждом населенном пункте страны), Гёкчен стала первой женщиной-авиатором и долгое время продолжала свою карьеру летчицы - как в гражданской, так и в военной авиации. Несмотря на славное наследие Гёкчен, территория вокруг аэропорта не слишком презентабельна - это, в основном, промышленная зона. Учитывая невероятную густоту населения этого региона Турции, разнообразные жилища есть и здесь, причем с момента постройки трассы в районе появились вполне приличные коттеджные поселки среднего класса. Впрочем, непосредственно трасса окружена полями и чахлыми лесами - то есть, представляет собой, самую что ни на есть окраину Стамбула. Автодром построен недалеко от трассы Стамбул - Анкара.
Добираться из центральных районов Стамбула очень долго. Жители Пендика, прилегающей Тузлы и Гебзе едут на работу в даунтаун около 2-х часов, правда - многие заняты на предприятиях прямо в Пендике. В час пик движение по Первому мосту через Босфор (Boğaziçi Köprüsü) и по мосту имени Султана Фатиха Мехмета фактически замирает. Это вынуждает многих гонщиков и VIP-персон использовать вертолеты, жить в азиатской части города или оставаться в комфортных моторхоумах прямо на территории трассы. Контраст с Нюрбургрингом, где от гостиницы до паддока в буквальном смысле 150 метров - просто поразителен. Впрочем, транспортные проблемы - недостаток не только Стамбула. Пресловутый проспект имени Берни Эклстоуна, который ведет с Хунгароринга непосредственно в Будапешт тоже частенько забит машинами.
Трасса
Трассу в Турции некто Берни Эклстоун называет “лучшей в мире”. И не только потому, что Formula One Management фактически владеет автодромом. Трек действительно получился душевный и, как подчеркивают турки, совершенно недорогой. Произошло это потому, что в самый интересный момент турецкие архитекторы фактически отстранили Германа Тильке от работы и возвели прилегающие строения самостоятельно - в итоге, получилось менее пафосно, чем в Шанхае, но зато практично и недорого. Трасса в Стамбуле - шедевр позднего Тильке. Со стерильным автодромом в Сепанге задорный трек в Стамбуле не сравнить.
Сам “отодром” действительно необычен. После ликвидации Имолы, в чемпионате мира осталось только два автодрома, движение по которым осуществляется против часовой стрелки. Как и в Интерлагосе, первый поворот стамбульской трассы представляет собой крутой изгиб, который находится на спуске с холма. Ритмичные среднескоростные повороты подводят гонщиков к знаменитому 8-му виражу, которые состоит из 4-х апексов. Ошибся на первом - о хорошем времени на круге можно забыть (Шумахер в прошлогодней гонке это подтвердил собственным опытом). Поворот номер 9 в случае ошибки соперника может помочь совершить обгон, но самая главная точка для атаки - 12-й изгиб после длинной прямой. Он выводит пилотов в довольно радикальную шикану, которая выстреливает гонщиков на прямую старт-финиш, где, в первом повороте, можно обгонять.
Сектора трассы
Отсечка первого сектора: за 150 метров до 7-го поворота
Отсечка второго сектора: за 150 метров до 11-го поворота
Радар скорости: за 130 метров до 12-го поворота
Шасси, двигатель, покрышки
Нетрудно догадаться, что инженеры, подходя к настройкам автомобилей перед Гран-при Турции должны добиться определенного компромисса. У трассы в наличии огромная прямая, но полно и среднескоростных виражей и даже медленных шикан. Это означает, что уровень прижимной силы, в целом, должен оставаться средним. Некоторые команды могут использовать хитрость Индианаполиса и установить минимально возможный угол атаки крыла, чтобы обезопасить себя от поражения в 12-м повороте. Но пресловутый 8-й вираж требует значительной прижимной силы, так что, в любом случае, она понадобится.
Как справедливо отмечает в своем традиционном техническом обзоре трассы команда Renault, бордюрные камни “отодрома” не очень деструктивны. Это означает, что подвеска может оставаться жесткой, что улучшает механическое сцепление с трассой. Тормоза практически весь круг отдыхают, но к 12-му повороту должны обеспечить невероятное интенсивное торможение.
Компания Bridgestone привезла в Стамбул покрышки твердого и среднего компаунда. Как отметил Кес ван де Гринт, можно было бы остановиться и на более мягких составах, однако восьмой поворот, где велики поперечные перегрузки, не дает такой возможности. В целом, максимальной нагрузке подвергается переднее правое колесо - все из-за того самого 8-го поворота.
Впервые после Гран-при США гонщикам (точнее, моторам) придется разгоняться на длинной прямой (1200 метров, 17 секунд в режиме “газ” в пол). Охлаждение двигателя играет важную роль, но к этой фазе сезона сильные и слабые стороны движков уже изучены, а это означает, что с обдувом воздуха проблем возникнуть не должно. К тому же, моторы в Формуле-1 “заморожены” и инженерам не представляет особого труда изучить все потенциально слабые места заранее. Если какой-либо двигатель и загорится - стыд и позор виновным мотористам.
Стоит отметить, что, как и в Венгрии, четные номера на стартовой решетке находятся на грязной части трассы - теоретически, это не должно мешать, так как полотно не очень пыльное.
Тактика
Асфальт Стамбула не абразивный, покрышки крепки и тверды - а это значит, что самым популярным выбором пилотов станет две остановки в боксах. В случае если один из лидеров провалит квалификацию, он вполне может пойти на тактику одной дозаправки. Такой вариант могут выбрать традиционные любители подобного тактического маневра - Вурц и Култхард. Особенно если не попадут в медиум, что станет довольно печальным событием.
В прошлом году
На Гран-при Турции 2006 года Фелипе Масса из подносчиков снарядов в Скудерии превратился в полноценного пилота, завоевав свой первый поул и победу (оба раза из-за ошибки Шумахера). Перед гонкой команда Renault получила очередной удар - система масс-демфера в носовой части болида была официально, окончательно и бесповоротно запрещена. Правда, на предыдущих 2-х гонках, этот элемент уже не применялся. В Турции пилоты Renault стартовали со второй линии. Как и в этом году, в 2006-м Турция следовала сразу за Венгрией - это означало, что Баттон после своей победы находился в очень хорошем расположении духа, чего не скажешь о нынешнем сезоне. Баттон начинал с 6-го места. Неплохо зарекомендовали себя и гонщики BMW-Sauber - 5-е место Хайдфельда, Кубица - 8-й. Учитывая, что и в этом сезоне болид BMW очень любит скоростные треки, от команды стоит ожидать неплохих результатов. В прошлом году на 5-м стартовом месте должен был стоять Ральф, но его результат был скомпрометирован сменой мотора. Шумахер-мл., как и обычно, набирает скорость к концу года. Гонщики McLaren выглядели особенно вяло, в 2006-м это не вызывало удивления. Стоит отметить, что в прошлом году Сакон Ямамото опередил в квалификации своего партнера по команде - Такуму Сато.
Впрочем, хорошие стартовые места некоторых пилотов не привели к результатам - из-за хаоса, который разразился в 1-м повороте. Шумахер резко перекрыл дорогу Алонсо, а Физикелла так не хотел врезаться в своего товарища по команде, что ударил по тормозам, его машину развернуло. Автомобиль снес переднее антикрыло болиду Хайдфельда. Спид закрутился на месте, Монтейру и Сато столкнулись. В хаосе пострадал и Райкконен, который повредил заднее антикрыло, подвеску и левое заднее колесо. После быстрой инспекции в боксах Райкконена отправили на трассу, где он немедленно врезался в стену.
На 13-м круге в слепом первом повороте вылетел Витантонио Лиуцци. Машина осталась в опасном месте, и Чарли Уайтинг выпустил автомобиль безопасности. Два пилота Ferrari заехали в боксы синхронно - поскольку Масса был впереди, Михаэль довольно сенсационно ожидал своей очереди и пропустил вперед Алонсо. На третьем месте Шуми держался в пределах видимости, но на 28 круге потерял 4 секунды в 8-м повороте, которые стоили ему второго места, а возможно - учитывая, что Масса скорее всего пропустил бы его, и победы. Михаэль догнал Алонсо и на протяжении 12 кругов пилоты боролись друг с другом до финишной черты. Михаэль проиграл, Баттон добрался до четвертого места, де ла Роса стал пятым, Физикелла - шестым, Ральф - седьмым, а замкнул 8-ку Баррикелло.
Стратегия пит-стопов в 2006-м
Пилоты Ferrari воспользовались периодом сэфти-кара и заехали в боксы на 14-м круге, как и Алонсо. Далее испанец приехал в зону обслуживания на 39-м круге вслед за Массой, а Шумахер - на 43-м. Из-за хаоса в первом повороте и фазы сэфти-кара тактика пит-стопов значительно отличается от обычного стратегического рисунка гонки. Де ла Роса на McLaren прошел дистанцию с одним пит-стопом - и стал единственным гонщиком, который выбрал такую стратегию.
Статистика
Поскольку Гран-при Турции проходит всего в третий раз, буйства статданных мы не наблюдаем. Свою первую победу и поул тут завоевал Масса, Шумахер показал 75-й быстрый круг в своей насыщенной карьере. И предпоследний - 76-й выпал на Бразилию.
Из гонщиков пелетона только Райкконен и Масса выигрывали на турецкой земле. С поула гонку начинали тоже только эти пилоты, так что, у команды Ferrari неплохое преимущество. На подиум, кроме Массы и Райкконена из действующих гонщиков поднимался только Алонсо. Зато - два раза подряд. Монтойя и Шумахер уже в Ф1 не участвуют, хотя тоже засветились на пьедестале почета в Стамбуле. Нетрудно подсчитать, что больше всего очков в Турции завоевал Алонсо - 16 за два Гран-при. У Райкконена и Массы по 10. У Баттона - 9, Физикелла имеет в активе 8, Трулли - 3, Култхард и Р.Шумахер - по два и Баррикелло - одно. Благодаря стабильности выступлений за два года Renault завоевала 24 очка, у McLaren - 20, у Ferrari - 16. У BAR и Honda сообща 10 очков, у Toyota - 5 и у Red Bull - 3.
Детальное расписание мероприятий
Время местное, совпадает с Минском и Киевом. На час меньше, чем в Москве.
Четверг
14:00 - 15:00 - Объезд машиной безопасности трассы
15:00 - Пресс-конференция
16:00 - Совещание руководителей команд
17:00 - Совещание пилотов GP2
Пятница
09:00 - 09:15 - Проверка работы систем координации маршалов
09:30 - 09:40 - Инспекция трассы
10:00 - 11:30 - Первая тренировка Ф1
12:00 - 12:30 - GP2 - тренировка
12:35 - 13:45 - Прогулка по пит-лейн для Паддок-клуба
13:00 - Совещание пилотов Porsche Supercup
13:30 -13:40 - Инспекция трассы
14:00 - 15:30 - Вторая тренировка Ф1
16:00 - 16:30 - GP2 - квалификация
16:00 - 17:00 - Пресс-конференция Ф1
17:00 - Совещание пилотов Ф1
17:00 - 17:45 - Porsche Supercup - тренировка
Суббота
09:00 - 10:45 - Прогулка по пит-лейн для Паддок-клуба
09:00 - 09:15 - Проверка работы систем координации маршалов
10:30 -10:40 - Инспекция трассы
11:00 - 12:00 - Третья тренировка Ф1
12:25 - 13:10 - Porsche Supercup - квалификация
13:20 - 13:30 - Инспекция трассы
14:00 - 15:00 - Ф1 - квалификация
15:40 - Открытие пит-лейна GP2
15:50 - Закрытие пит-лейна GP2
16:00 - 17:20 - Первая гонка GP2 (34 круга или 75 минут)
17:30 - 18:15 - Гонка на велосипедах Power FM (заявлены некоторые пилоты Ф1)
Воскресенье
09:00 - 10:15 - Прогулка по пит-лейн для Паддок-клуба
09:00 - 09:15 - Проверка работы систем координации маршалов
10:40 - Открытие пит-лейна GP2
10:50 - Закрытие пит-лейна GP2
11:00 - 11:50 - Вторая гонка GP2 (23 круга или 45 минут)